«Телефонное мошенничество» в наше время является одним из самых распространенных преступлений в сфере информационных технологий. Не редко жертвами мошенников становятся лица, требующие особой защиты со стороны государства (пенсионеры, инвалиды и т.п.). Мы расскажем о некоторых схемах, которые используют мошенники для незаконного получения денежных средств.
СМС или звонок с просьбой о помощи.
Вам звонят или пишут с незнакомого номера и просят срочно перевести деньги на этот номер. Иногда имена совпадают (особенно если ваш телефон нашли в открытом доступе, например, на онлайн-доске объявлений). При попытке выяснить, что случилось и кто звонит, называют первое попавшееся имя и говорят, что дело срочное. Очень часто упоминают близких родственников и просят перевести деньги третьим лицам.
Неожиданный выигрыш.
Для прикрытия своих махинаций кибераферисты часто используют рекламные акции, лотереи или розыгрыши. Звонящий может представиться радиоведущим. Вначале он поздравляет с крупным выигрышем в лотерею — это может быть телефон, ноутбук или автомобиль. Затем доверчивую жертву переключают на «сотрудника призового отдела», и тот ужеиспользую методы социальной инженерии пробует получить ваши личные данные.
Звонок из «службы безопасности банка».
Не менее распространен звонок от «сотрудника службы безопасности банка»: преступник сходу заявляет о том, что с карты клиента прямо сейчас пытаются списать крупную сумму, и чтобы этого не случилось, надо назвать звонящему номер карты, CVV-код и код из СМС. Так аферисты получают доступ к денежным средствам клиента. В большинстве случаев мошенники действуют чисто интуитивно, они не знают, ни в каких банках обслуживается клиент, ни сколько денег он имеет на счете.
Потребовать долг.
Звонят от лица банка, сотового оператора или сервиса, которым вы пользуетесь, и требуют срочно оплатить задолженность.
Доступ в «Госуслуги»
Мошенники представляются по телефону сотрудниками МФЦ и сообщают, что на ваше имя пришло электронное письмо. А чтобы оно пришло в личный кабинет на «Госуслугах», нужно назвать код из СМС.
Таким образом мошенники пытаются получить доступ к персональным данным на портале. Если сообщить код, они смогут сменить пароль, запросить кредитную историю, получить справку о доходах, информацию о транспортных средствах, а также оформить займ.
Ошибочный платеж.
Вы получаете СМС о том, что ваш баланс пополнен на некую сумму. Затем вам пишет или звонит мошенник, утверждает, что по ошибке перевел вам деньги и просит вернуть их на такой-то номер. Расчет идет на то, что жертва почувствует себя неловко и поспешит вернуть деньги. Чаще всего, сообщение о пополнении является подделкой.
Что делать в данных ситуациях?
Не переводите деньги!
Срочность - это мошенники в большинстве случаев используют. Действуют на эмоции, ввиду чего отсутствует время на размышление. Чтобы не попасться на уловки мошенников, нужно выполнить небольшой порядок действий.
Если имена (ваше и человека в беде) совпадают, а номер неизвестен, позвоните или напишите всем знакомым с таким именем. Не отвечают? Напишите в мессенджер или просто подождите. Сначала выясните, что случилось. Перезвоните сами. Позвоните по указанному на сайте номеру телефона вашего банка/мобильного оператора/сервиса и уточните, что происходит. Если вы и правда что-то выиграли (или задолжали), пусть представитель компании подтвердит это. Скорее всего на самом деле никакой задолженности, как и выигрыша, не существует, а вас просто пытались обмануть.